Нехожеными тропами Ингушетии

Ингушетия - регион, который только начинает открываться современным путешественникам. Его средневековые города и горные дали завораживают древностью их истории и заповедной красотой!

Нехожеными тропами Ингушетии

Ингушетия - республика в центре Северного Кавказа, где высокие хребты и перевалы издревле населены гордыми и преданными родным местам горцами.

Этот регион России еще несколько десятилетий назад переживал трудный этап своей истории и был едва ли доступен для путешественника, но сейчас Ингушетия с радостью встречает тех кто готов удивляться величественной красоте ее природы и архитектурным памятникам древности.

Расстояние в 1800 километров от Москвы до столицы республики - города Магаса, на самолете преодолевается за 2,5 часа. Далее по региону удобнее путешествовать на автомобиле.

Нехожеными тропами Ингушетии

Территориально, Ингушетия - один из самых небольших субъектов Российской Федерации: ее площадь сопоставима с размерами Москвы. Однако эта республика, как шкатулка с драгоценностями - открывающий ее удивиться разнообразию сокровищ и, конечно, каждого путешественника первым делом манят горы.

Большинство примечательных мест Ингушетии находится на территории Джейрахско-Асинского историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Расположен он на самом юге региона и включает в себя более 2000 тысяч объектов исторического наследия.

Мое путешествие пройдет и по горной территории республики и по ее равнинной части.

Исследуя заповедные Ассинское и Джейрахское ущелья, я планирую увидеть величавые гребни Кавказа, хребты Цей-Лоам, Цори-Лоам, Мят-Лоам, Скалистый хребет. Там можно будет рассмотреть не только самые высокие горы Ингушетии - Столовую, Шан, но и знаменитые башенные поселения Таргим, Эгикал, Вовнушки. А затем, на равнинном предгорье я познакомлюсь с достопримечательностями города Магас и Назрань.

Эта часть кавказа населена с давних времен - на территории Джейрахско-Ассинского заповедника археологи нашли следы нескольких городищ возраст которых составляет около 4-х тысяч лет. По горным районам издревле проходили торговые и военные пути - историей здесь пронизан каждый камень.

Ингуши называют себя галгай, что можно перевести как “строители” или “жители башен”.

Нехожеными тропами Ингушетии

Такое прозвище за ингушским народом закрепилось еще в средние века и для каждого кто приезжает в республику сразу становится понятно - почему. Башнями, как маяками, размечена вся горная часть Ингушетии и такое трудоемкое строительство не было просто бахвальством перед соседями. Горским народам часто приходилось обороняться от больших военных экспедиций разных государств.

Так, в период 13-14 столетий, с промежутком всего в 70 лет, здесь пережили сначала нашествие монголо-татарского войска, а затем и огромной армии Тамерлана. Нападали на ингушские земли и владыки соседних кавказских народов. Так что башенные города оставались актуальны и расширялись долгий период - с 8-го до 18-го века.

С первого взгляда замечаешь, что башни даже в одном ауле отличаются по форме - все дело в разных функциях, которые они выполняли. Эта архитектурная форма пережила свою эволюцию.

Первыми башнями были двух-трехэтажные строения из грубо обтесанных камней и с плоской крышей - это так называемые жилые башни. Развитие технологий строительства позволило с 14-15 века возводить в два раза более высокие и сложные в архитектурном плане и полубоевые, и боевые башни.

Жилая башня строилась высотой около 10-15 метров и состояла из трех-четырех этажей. В отличие от нее, боевая имела меньшую площадь, но взмывала уже на 25-30 метров. Вход был со второго этажа, чтобы врагу было сложнее проникнуть внутрь. Окна в таком здании имели форму бойниц, а венчал башню сторожевой этаж с большими обзорными окнами. Отсюда было хорошо видно приближающегося врага. С высоты подавались и сигналы об опасности соседним селениям.

Удивительное чувство путешествия во времени испытываешь, когда проходишь по опустевшим кварталам этих селений. Все они открыты для посещения. Одно из самых легко доступных - древний город Эгикал, приютившийся на южном склоне Цей-Лаамского хребта.

Средневековое городище Эгикал - самый крупный архитектурный ансамбль Горной Ингушетии. Он состоит из нескольких десятков башен и большая часть из них - жилые. Они ниже боевых, но тоже хорошо укреплены за счет толщины стен.

В прежние времена Эгикал был довольно многолюдным. На этих узких улочках можно было увидеть не только крестьян, но множество оружейников, ювелиров, гончаров. Эгикал славился на всю округу как город искусных ремесленников и, конечно, в первую очередь каменьщиков.

Башни занимали огромное место в жизни ингушского тейпа, то есть рода. Они были показателем честолюбия и сплоченности семьи, ее способности к выживанию. Существовало даже поверье, что если строительство башни не успевали завершить в течение 365 дней, то род начинал считаться угасающим.

Ингушские мастера-зодчие строили не только в родных селениях, но и работали по заказу для других кавказских народов. Но строить им разрешалось с одним условием - не возводить для чужаков боевые башни. Они считались не только архитектурным но и военным секретом ингушей.

Только добротные каменные постройки делали жизнь горской семьи безопасной от рождения и до смерти. Поэтому при сватовстве сторона жениха должна была в первую очередь ответить на три вопроса:

  1. есть ли у рода жилая башня?
  2. есть ли башня боевая?
  3. есть ли у семьи склеп?

При отрицательном ответе хотя бы по одному пункту - жених отвергался.

Такой закон гор.

В силу географического положения, ингуши оказались на перекрестке нескольких религиозных традиций: язычества, ислама и христианства. Так их южные соседи, народы Закавказья, издавна исповедовали христианскую веру. Как след их культурного влияния, в горах ингушетии в 8-9 веках появилась церковь Тхаба-Ерды. Кто-то переводит это название как “Храм веры”, другие как “Святой дух тысяч” или “храм святого Фомы”.

Тхаба-Ерды считается одним из первых христианских храмов на Кавказе, а по некоторым версиям он один из древнейших во всей России - ему более 1000 лет. Строительство его было организовано грузинскими или армянскими миссионерами. Они активно распространяли христианскую веру среди язычников этой части Кавказа.

Конечно, за долгое время существования Тхаба-Ерды лишился значительной части своих каменных и декоративных деталей, но и теперь много еще интересного можно рассмотреть как внутри так и снаружи здания.

За долгую историю храм неоднократно перестраивался и теперь это удивительный результат наслоения нескольких культур: армянской, грузинской и вайнахской - к которой относятся ингуши.

Ученые считают, что в 15 веке масштабную реконструкцию уже сильно разрушенного храма провели ингушские мастера-каменьщики, но восстанавливали они его не в качестве христианской церкви, а как место где, вплоть до 40-х годов 20-го века, собирался совет старейшин горной Ингушетии для принятия важных общинных решений.

В 19-м веке ингуши начали постепенно спускаться с гор на равнину. Потребность в башенных постройках в новое время отпала, но некоторые семьи решили не только остаться в горах, но и сохранять башни которые столетиями защищали их предков.

Древние башни как правило находятся на территориях где нет современных поселений, но иногда памятники средневековой архитектуры включаются в периметр нового дома. Так получилось с боевой башней рода Цуровых - ей около 350 лет и хозяева любезно пригласили нас на экскурсию.

Поражает - насколько хорошо пригнаны друг к другу плиты из известняка и песчаника, а также с какой точностью выведена сходящаяся форма башни. При том, что у местных строителей тогда были лишь грубые орудия для обработки камня и простейшие инженерные приспособления для контроля за наклоном стен.

Башня отлично сохранилась. Здесь остались целыми и дубовые перекрытия между этажами и входная дверь, которая на случай атаки врага запиралась на большой засов. Если нижний этаж все-таки захватывался, то хозяева перебирались на следующий ярус отделенный уже не деревянным перекрытием, а каменным сводом. Пробраться туда можно было только через единственный лаз, который потом сверху заваливался огромной глыбой. Так что снизу туда попасть уже никто не мог. Ну а семье оставалось ждать окончания осады.

Есть в этих горах и признанный шедевр древней архитектуры - Вовнушки. Этот башенный портал выстроен на перекрестке двух ущелий и невозможно представить - кто и какими немыслимыми усилиями смог возвести такие ласточкины гнезда стоящие на краю скалы?

Комплекс оборонительных башен Вовнушки считается одним из красивейших мест в Ингушетии. С его изображением даже выпущены государственные почтовые марки, памятные серебряные монеты, а недавно Вовнушки стали финалистом конкурса "Семь рукотворных чудес России".

Столь необычная рукотворное чудо впечатляет даже искушенных путешественников, а автором путевых заметок хочется как можно больше рассказать о красотах Ингушетии пока так мало известной массовому туристу. Один из таких профессиональных путешественников и блогеров - Тимур Агиров.

Ведущий: Cкажи, а ты первый раз в Ингушетии?
Тимур: Нет, уже наверное раз десятый.
Ведущий: У здорово! И чем она тебя так привлекает?
Тимур: Уникальными горами и памятниками-башнями.
Ведущий: Да, ну башни эти просто поразительное зрелище! Одно только жаль - нет возможности попасть на самый верх башни. Оттуда осмотреть окрестности и понять - как же все таки устроена эта башня внутри.
Тимур: На самом деле это легко решить.
Ведущий: Каким образом?
Тимур: Для этих целей я с собой взял специальное летающее устройство - квадрокоптер.
Ведущий: Сейчас полетит?
Тимур: Он позволяет залететь на самый верх.
Ведущий: Ну, давай запускать.
Тимур: Давайте.

Такое зрелище не может не захватить - комплекс башен оказывается вынесен на край очень узкого скального выступа, но как органично он здесь смотрится. Эти башни - плоть от плоти Кавказских гор: их стены выточены из тех же пород. Они как будто маскируются - полностью сливаясь с родным ландшафтом и парят в воздухе. Незабываемая, сказочная картина! А ведь мое путешествие по Ингушетии только начинается.

В центре Северного Кавказа лежит земля народа галгай - жителей башен. Еще тысячу лет назад они начали возводить стремящиеся к небу постройки из камня, которые и сейчас могут поспорить в красоте с окружающими горными вершинами.

Современная Ингушетия - регион, который путешественники только начали для себя открывать. Территория скалистых хребтов, горных рек и древней горской архитектуры. Повороты ингушской истории захватывающи, а национальная культура - это яркое смешение традиций и обычаев нескольких народностей.

Условно, территорию Ингушетии разделяют на две части: горную и плоскостную. Все города региона расположены именно на равнине, а наибольшее количество достопримечательностей сосредоточено в Назрани и Магасе - старой и новой столице республики. Расстояние между ними всего 4 километра.

Нехожеными тропами Ингушетии

В переводе с ингушского, слово “магас” - означает “долина солнца”. Небо здесь, действительно, редко бывает пасмурным, а сам город сияет новизной - ведь он заложен менее 20 лет назад. Во время прогулки по улицам Магаса становится понятно, что современная Ингушетия привлекательна не только величественной природой и древней архитектурой. Уже сейчас регион встречает путешественника комфортабельными бизнес-центрами и гостиницами. Несмотря на общеевропейский стиль в интерьерах, многое здесь отмечено по-восточному броской красотой.

Во время путешествия очень важно иметь возможность отдохнуть с комфортом. Остановившись здесь можно как следует выспаться в удобных апартаментах, попарится в разных национальных банях, пообедать в ресторане европейской кухни. После такой приятной остановки можно снова отправляться в путь.

За первыми впечатлениями не придется долго ходить. Так несколько мистическое ощущение возникает когда со всех сторон одновременно начинается протяжное, завораживающее пение муэдзинов. Пять раз в день из десятков мечетей они призывают жителей на молитву.

Ислам на Северном Кавказе распространялся постепенно - какими-то народами он был принят уже в 16-м веке, но большая часть горцев, в том числе ингуши, стали мусульманами на рубеже 18 и 9 столетий. Смена привычного язычества исламом изменила многие бытовые привычки и культуру ингушского народа. Здесь появилось арабское письмо, устные народные законы - адаты - дополнились нормами мусульманского права - шариатом, а в небо взмыли минареты мечетей.

Центральная мечеть имени Мухаммад Басира - главный мусульманский храм в республике. Сюда приходят для ежедневных молитв - намазов, которые каждый правоверный мусульманин обязан совершать пять раз в день. Регулярность богослужения должна напоминать человеку о ходе времени и ответственном отношении к своей жизни.

Нехожеными тропами Ингушетии

Общая история Ингушетии и России началась в 1770 году. Тогда представители ингушского народа дали торжественную клятву о вхождении этих горских земель и их населения в вечное подданство России. В конце 18-го века здесь появились первые русские гарнизоны и казачьи станицы. С тех пор вот уже два с лишним века исламские мечети на этих землях соседствуют с православными церквями.

Храм Покрова пресвятой Богородицы. Он освящен в 2012 году на месте одноименного храма построенного еще сто лет назад, но в годы советской власти разрушенного. И вот сейчас основную часть местных прихожан составляют казаки терского казачьего войска.

Терское было одним из 11 казачьих войск Российской империи. В его полках в начале двадцатого века служили почти триста тысяч человек. Потомки их и сейчас гордо носят казачью форму и чтут устав времен своих дедов и прадедов.

“Я потомственный казак. Мои предки все со станицы Наурской, а родился я уже здесь в городе Малгобеке, в Ингушетии. Знаю 4 поколения, что они были казаками.”

Нехожеными тропами Ингушетии

Церковь Покрова пресвятой Богородицы расписана в светло-голубых тонах и от этого кажется невесомой. Все здесь настраивает на возвышенный лад. Хотя при храме пока нет постоянного хора, большого штата служителей, на главные церковные праздники здесь всегда собирается много народа. Действует тут и монастырское подворье, которое принимает послушников и монахов из разных регионов страны.

Что у казаков и горцев оказалось безусловно общим, когда они стали жить бок о бок, так это почитание холодного оружия. Значительная его коллекция хранится в Ингушском Государственном музее краеведения в Назрани. Это одна из достопримечательностей, которую стоит осмотреть каждому, кто интересуется материальной культурой, бытом и традициями людей живших в Ингушетии в разные времена.

Оружие раньше переходило от поколения к поколению и было для мужчин главной ценностью. В экспозиции музея можно увидеть и дугообразные сабли и богатые серебряные кинжалы и шашки с рукоятями из черной и белой кости. Местное оружие ценилось не только за изящество формы, но и за качество металла.

Главный критерий по которому оценивали шашку - это ее гибкость. Первоклассные экземпляры были настолько упругими, что легко сгибаясь тут же выпрямлялись. То есть их металл обладал большим запасом прочности и не давал шашке ломаться во время боя. Поэтому и русские офицеры попадя на службу на Кавказ старались в первую очередь приобрести добротное оружие местных мастеров.

Нехожеными тропами Ингушетии

В музее много хранится много и того, что наполняло женский мир Ингушетии прежних времен. Здесь например есть девичьи тонкие нагрудные застежки из серебра. Количество их обзательно было нечетным - только в таком случае они считались правильно сделанным оберегом. И гарантировали, что в замужестве у красавицы будет много детей, а это было очень важно! Ведь традиционно в ингушской семье было по 15-20 детей.

С важнейшими фактами новейшей истории Ингушетии можно познакомиться в музее под открытым небом на территории “Мемориала памяти и славы”. На территории этого мемориала хранится память обо всех героях ингушской истории. Здесь лежат гранитные плиты с именами отважных бойцов “Дикой дивизии” времен Первой мировой войны, первых ученых и выдающихся литераторов. Целая галерея имен! И заметьте - нет ни одного портрета, ни одного бюста. Это важный канон исламской культуры - не изображать человека, даже особо отличившегося, чтобы со временем не сделать вокруг него культа.

Но, пожалуй, главный объект на территории мемориала - это “Музей жертвам репрессий”. Его здание имеет форму драматично прижавшихся друг к другу башен - некоего символического горного аула. Это собирательный образ древней земли предков, которую ингуши когда-то потеряли не по своей воле.

Двадцатый век принес в историю Ингушетии тяжелое бедствие - массовое выселение людей с родных территорий в Среднюю Азию. Случилось это в 1944 году по решению советского правительства - на 13 лет в ссылке оказались сотни тысяч ингушей. К чести этого народа долгие испытания не сломили его, а наоборот скрепили, сделали его более верным своей истории и культуре. Подробнее узнать об этих событиях можно в “Музее мемориального комплекса”.

О храбрости и стойкости ингушей свидетельствуют факты из истории города Малгобек. В годы Второй мировой войны это тринадцатитысячное поселение нефтяников на севере республики оказалось на пути куда большего по численности немецкого войска. Четыре месяца город оборонялся защищая район добычи столь ценного стратегического ресурса - нефти. Оккупанты ушли ни с чем, а Малгобеку было присвоено почетное звание - Город воинской славы.

Один из символов современной Ингушетии, ее краса и гордость - стометровая “башня Согласия” в Магасе. Архитектурная доминанта заметная в столице республики отовсюду. Внешне это увеличенная в четыре раза копия типичной боевой ингушской башни. Именно на вершине башни согласия зажигался факел во время эстафеты олимпийского огня 2014 года. Он переходил от одного героя мировых спортивных первенств к другому. Ведь Ингушетия- родина многих чемпионов. Большинство из них - мастера боевых искусств.

Нехожеными тропами Ингушетии

Однако сейчас республика встает на горные лыжи и сноуборды и на территории республики для них создаются новые трассы. Скоро в полную силу заработают два современных горнолыжных курорта - Армхи и Цори. Оба спортивных центра расположены на юге республики на склонах Джейрахского ущелья. Путь от аэропорта Магас до них около 60 километров. Общая длина трасс на двух курортах также составит 70 километров. Причем располагаться они будут на северных склонах, в диапазоне высот от 1200 до 3000 метров над уровнем моря.

А значит, по словам специалистов, снежный покров здесь будет держаться с декабря до марта. Некоторые объекты горнолныжной инфраструктуры принимают посетителей уже сейчас.

Лечебно-оздоровительный комплекс Армхи дает возможность остановиться прямо среди гор на высоте 1250 метров над уровнем моря. Чистейший горный воздух, банеологические процедуры, горнолыжная трасса - все это с видом на одну из главных достопримечательностей Ингушетии - Столовую гору.

Здесь полезно даже просто дышать во время прогулок и пить местную родниковую воду. Можно подняться еще на 300 метров по склону и насладиться по пути лесной тишиной и новыми открывающимися видами. На канатной дороге поднимаются не только любители горнолыжого спорта, которых здесь ждут трассы и для начинающих, и для более опытных катальщиков, но и поклонники более спокойного отдыха. Здесь они могут посетить кафе, прогуляться по окрестностям, запечатлеть великолепные виды открывающиеся со смотровой площадки.

Курорт пока только набирает популярность и здесь нет толп туристов. Но уже сейчас опробовать Джейрахский снег приезжают профессиональные лыжники и сноубордисты со всей России. В их распоряжении первые километры трасс разной категории сложности.

Ингушетия - регион, который только начинает открываться современным путешественникам. Его средневековые города и горные дали завораживают древностью их истории и заповедной красотой. И как приятно что на этой земле чувствуешь себя не только настоящим первопроходцем, но и поистине желанным гостем!

Данный текст перепечатан вручную с видеоматериала с канала Russian Travel Guide