Ингушский очаг

Очаг – как материальная и духовная ценность ингушей

Очаг (кхуврч), согласно ингушским народным представлениям, кроме древнего культа огня, символизировал собой семейное единение, культ предков. Он являлся непременной принадлежностью жилого помещения, в нем постоянно зимой и летом, днем и ночью горел огонь.

Были «секреты» сохранения огня. Каждый вечер хозяйка сгребала железной лопаткой жар в очаге в кучу и, прикрыв сверху золой, приговаривала: «Дай Бог, чтобы огонь сохранился» или «Дай Бог, чтобы огонь век был целый».

Долгожитель из с. Ляжги Суси Патиев в 1960-е годы вспоминал о том, как его мать (в конце XIX в.) перед сном сгребала угли в очаге и рисовала крест поверх него и молила о сохранении огня до утра. Над очагом висела большая железная цепь (зIи), за которую цепляли котел с варевом. Котел то поднимали, то опускали вниз, в зависимости от того, какой нужен был огонь - слабый или сильный.

Над очагом имелся ялинг - длинный железный прут, на котором были зубчики, крючки. На них - над дымом, вялилось мясо. Такое мясо хорошо хранилось и долго сохраняло свои вкусовые качества. Одновременно в углях очага пекли лепешки из кукурузной муки (сискал). После того, как сискал поджаривался, с него сдували пепел и употребляли в пищу.

- Слово кхуврч (очаг) от слов кхера (камень) и ухь (внутри), - пишет А. Сулейманов. - Очаг представлял собой небольшое кирпичное или каменное возвышение с углублением в середине для собирания жара. «Все формы очага, встречающиеся в традиционном жилище, можно свести к трем основным типам: первый - срединный очаг без дымовика; второй - срединный очаг с дымовиком; третий - пристенный камин», - отмечает исследователь С. Сулименко.

- Располагался очаг ближе к центральной части помещения или в углу с отверстием наверху для выхода дыма. В ветреную погоду дым черными клубами собирался под потолком, а потом расползался по углам сакли. Особенно сильно страдала семья от едкого дыма в холодные зимы. От постоянного дыма верхняя часть сакли почти до половины высоты покрывалась черной блестящей сажей. Позже в вытяжное отверстие стали вставлять сплетенный из прутьев и обмазанный внутри и снаружи глиной дымарь, - отмечает В. Кобычев.

Ещё в древности у ингушей были передвижные очаги из глины. «В поселениях Ингушетии открыты и характерные для куро-аракской культуры глиняные передвижные очаги оригинальной конструкции - круглые, диаметром от 25 до 50 см и высотой до 20 см - они имели с внутренней стороны несколько выступов треугольной формы для поддержания сосуда, в котором варилась пища», - отмечали в своей работе исследователи В. Марковин и Р. Мунчаев.

По их свидетельству составной частью таких очагов были очажные подставки: цилиндрические, подковообразные, в виде прямоугольных кирпичей с рогообразными выступами и иных форм, в том числе на четырех ножках, изображающих, видимо, быка. Одна из таких, по свидетельству О. Лопана, была найдена в Экажевском поселении.

Из этнографических материалов доктора исторических наук Дзараховой З.М-Т.

Республиканская газета "Ингушетия".

Оригинал текста = http://vk.com/thovre